«Я расскажу о человеке, которого теперь уже нет, его уже не существует, в смысле — он был, раньше, а теперь его не стало, но этого, кроме меня, никто не заметил…» — эту цитату из монодрамы Евгения Гришковца «Как я съел собаку…», без сомнения, можно считать противоречивой, даже непонятной, если человек говорит о себе.
Но при этом такой жизненной и вполне близкой тем, кто чувствует, как меняется он сам и обстоятельства вокруг него. Именно о том, какие метаморфозы претерпевает мужчина, взрослея, новый спектакль краснодарского Театра Защитника Отечества. Это по форме монолог артиста на сцене, а по сути — общение со зрителем, искреннее, неспешное, вдумчивое. Очень теплое. Создал новый спектакль главный режиссер Театра Защитника Отечества Александр Николаев.
Получилась постановка, где детально проработаны все нюансы: свет, позы и интонации главного героя, немногочисленные предметы антуража, присутствующие на сцене. Ничто не отвлекает от главного — от того, что составляет суть любого театрального повествования. В самом начале актер Александр Сергеев, который весь спектакль, длящийся более полутора часов, не сходит со сцены, признаётся зрителям, что его персонаж, прослуживший три года армии в Тихоокеанском флоте,— это не его альтер эго. У него много несхожестей с тем, чью жизнь он проживает при свет рамп. Но всё же есть и много общего.
И точки сопряжения с героем Гришковца находит в себе каждый зритель. Это и история про то, как сложно было зимой собираться рано утром в школу, и про то, к чему лежала более всего душа в юности. А также про то, что многие вещи про самого себя, которые были очевидными в свое время, с течением жизни забываются… Жизнь дробится на какие-то маленькие моментики, пусть это даже, если смотреть в общем, такое масштабное временное событие, как служба на большом тихоокеанском корабле. Ты думаешь: «Что же такого? Ну служил ты во флоте, ну да, были самые разные случаи в твоей той далекой армейской жизни». А вот сейчас смотришь с высоты своих лет и понимаешь: ты, как говорится, тогда собаку съел, служа в морфлоте… Вообще, ностальгия по тем местам, где ты был в детстве и молодости,— это очень сильная вещь.
И про нее в том числе новый спектакль. Он также про то, что есть самого ценного у каждого человека: и про его эмоции, его самоидентификацию, про то, как он сам определяет свое место в жизни. Про чувство локтя и многое другое. Даже про то, что есть Родина, но рассказано это без пафоса, негромко, очень тонко. Об этом слова главного героя истории о прощании со всеми, кто был близок ему три года, после окончания срока службы: «Я уходил по пирсу от корабля, оборачивался, махал рукой…. А над кораблем звучала музыка. Есть такая музыка… Гениальная… Марш… „Прощание славянки”. А в этот раз он играл в мою честь. Со мной прощался Российский флот, от Петра Первого, Ушакова, Нахимова до… Я не знаю… До нашего командира. Флот прощался со мной. Меня благодарили за всё…» Марина АРИНИНА