Государственное автономное учреждение культуры Краснодарского края "Театр Защитника Отечества"
Ориентиры для молодежи
Надо сказать, что это вторая премьера Театра Защитникам Отечества в нынешнем календарном году. В марте зрители увидели премьеру спектакля «Мамочки» по пьесе Владимира Зуева в постановке Сюзаны Акопджанян — о солдатских матерях, потерявших и ищущих своих детей на полях сражений недавних локальных войн. Спектакль-притча — драматическое повествование о силе материнской любви. Новый спектакль «Старший сын» — о ценности семейных уз, о том, какие невидимые нити могут связывать души людей, даже если они не близки по крови.
— При выборе материала для новой постановки каждый раз исходим из задач, что стоят перед Театром Защитника Отечества,— говорит Александр Николаев. — Помимо спектаклей на военно-патриотическую тематику, которых большинство в нашем репертуаре, мы также выбираем произведения, рассказывающие о духовных ценностях. Например, спектакль «Оскар и Розовая Дама» — о мальчике, который болен раком. Очень непростая тема, но тем не менее этот материал позволяет говорить молодому поколению о нравственных идеалах, о самом важном в человеческой жизни.
Пьеса Людмилы Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна» для постановки выбрана потому, что в ней есть то, о чем хочется сказать сегодняшним подросткам, старшеклассникам. Мы заглянули в то время — в пьесе это конец восьмидесятых годов XX века, когда был непростой период в жизни нашей страны: перестройка, переформатирование жизни людей в связи с происходившей сменой эпох. И те проблемы, что были тогда, мне кажется, актуальны и сегодня. Ничего не поменялось. Молодежь так же смотрит в сторону дорогих побрякушек, ее так же одолевают многочисленные соблазны. И очень сложно остаться верным тем принципам, которые отстаивает Елена Сергеевна. Молодежь может заблуждаться, и как раз задача Театра Защитника Отечества — дать верные ориентиры в жизни. Не принуждая, но направляя.
По этому же принципу выбрана и пьеса Александра Вампилова. И мы надеемся, что зритель не только посмеется над комичными ситуациями, которых немало в этой пьесе, но и задумается над многими непростыми темами, и самая важная из них — тема отцов и детей, семейных ценностей.
Блаженны верящие в добро
Актер Владимир Лаппо играет в новой постановке одну из центральных ролей. Его персонаж — Сарафанов, музыкант, мечтатель, с точки зрения обычных людей,— неудачник, в одиночку воспитывавший сына и дочь.
— Тем, кто смотрел киноленту «Старший сын», созданную в восьмидесятых годах прошлого века, хорошо запомнился образ Евгения Леонова. И естественно, присутствует какой-то страх попасть под влияние этого образа. Не хочется просто быть похожим,— подчеркивает Владимир Лаппо. — Когда началась работа над постановкой, старался найти сходные черты, которые есть у меня и моего персонажа. Я в принципе отталкивался от слова «блаженный»… Его дочь Нина говорит, что она не помнит свою мать, но читала ее письма, в которых Сарафанов не раз называется блаженным… А что такое быть блаженным? Например, у него есть мечта написать музыкальное произведение «Все люди — братья». И конечно же, в нем присутствует, можно сказать, наивная вера в то, что именно это произведение, когда будет написано, поспособствует объединению людей и благодаря его музыке все станут относиться друг к другу как к членам семьи. Важен еще такой момент, что для него семья — это самое святое. Нине — девятнадцать, Васеньке 17-й год, четырнадцать лет назад он развелся с женой и все эти годы в одиночку воспитывал своих детей. Музыкальная карьера его не сложилась. Может быть, война помешала. А также отсутствие образования — композиторского. Ведь дальше первой страницы в написании музыкального опуса он так и не может продвинуться. Но всё равно это желание живет в нем. Я нахожу точки соприкосновения с собой. Например, принимаю многое на веру. Стараюсь к людям относиться честно, и надеюсь, что они ко мне точно так же относятся. В этом есть какая-то наивность. Я человек вспыльчивый. Взрывная черта и у Сарафанова присутствует. Для меня семья, мои дети то же самое главное. Мы живем, чтобы жили наши дети. Не всё, конечно, совпадает. Я не музыкант. Но вот эта внутренняя потребность самовыражения — она и во мне тоже есть. Ведь по молодости, будучи максималистом, я думал, что, если я буду говорить со сцены с людьми словами своих героев о честности, правде, любви, они станут добрее, лучше. В принципе многое из этого никуда не делось. Твои переживания попадают в зрительный зал — люди это чувствуют. И даже если на какое-то время человек как-то меняется в лучшую сторону, это уже дорогого стоит.
Александр Николаев называет большой удачей то, что сегодня в труппе театра есть такой опытный актер, как Владимир Лаппо. Двадцать пятого июня именно на сцене в один из премьерных показов «Старшего сына» он отметит свой юбилей — 65-летие.
Дар сопереживания
исполнителя роли Бусыгина, учеба в Ярославском театральном институте. Правда, окончил он вуз всего год назад. И краснодарский Театр Защитника Отечества для него — первое место, где он служит. За этот год он получил немалый опыт работы в творческом коллективе. И вот теперь у него главная роль — Бусыгина, молодого человека, за внешней толстокожестью которого скрывается дар сопереживания, умение прощать.
— Мой персонаж — молодой авантюрист, но при этом очень совестливый. Ситуация, в которую попадает Бусыгин, начиналась как шутка. Но из невинной вроде бы шалости происходит такое огромное событие. Мы видим в спектакле некую карусель жизни. Бусыгин переживает очень важный момент — это своего рода обретение отца, которого у него ранее не было, но не в физическом плане, а духовного.
Мы наблюдаем наметившийся раскол семьи. Но по мере общения с Сарафановым Бусыгин начинает понимать лучше своего отца, который бросил мать и сына, и то, что им двигало. Думаю, что он его даже прощает… И после того как он лучше узнаёт семью Сарафанова, он не может просто так уйти, сбежать — ему не дают это сделать чувства, которые в нем рождаются.
Жизни карусель
— Вместе с Татьяной Барановой, главным художником Музыкального театра, придумали, что основным элементом оформления станет большая крыша, она располагается над всем планшетом сцены,— приоткрывает завесу Александр Николаев. — Это крыша дома, и весь мир — под ней. А мир — детская площадка, двор предместья, где разворачиваются события. И основной элемент декорации — это карусель. Карусель жизни, которая закручивает людей, и многие не могут из нее выскочить. Но жизнь при этом сама расставляет всё по своим местам. Главное, конечно,— следовать воле сердца. В начале пьесы Бусыгин говорит, что люди толстокожие, что сложно до них достучаться, вызвать у них какое-то сочувствие, а в конце сам попадает в капкан этого сочувствия, потому что он как раз человек с большим сердцем. И его душа откликается на крик о помощи другого человека — Сарафанова. И уже не может бросить его в трудную минуту.
И Бусыгин единственный, кто по-настоящему протягивает руку помощи Сарафанову.
Это очень мудрая история о том, что в семью пришел чужой человек, но он становится неким стержнем этой семьи, опорой, которая цементирует отношения в ней.
Все персонажи в спектакле проходят некие сюжетные арки: и Нина, и Васенька понимают, что любят своего отца. И они готовы принять в свою семью человека, который открыт сердцем и душой.
Сценография спектакля весьма условна. Это в том числе детская площадка — про то, откуда мы все родом и что в каждом человеке живет маленький ребенок. Это в какой-то степени и мир брошенного, оставленного детства.
Композитор Валентин Петрович Демин, создавая музыку для спектакля, воссоздает скрип карусели. Это звук зоны молчания и раздумий главного героя, который пытается разобраться, что с ним происходит, почему его душа болит.
Есть в пьесе Вампилова такие слова, их произносит Сарафанов: «Кто что ни говори, а жизнь всегда умнее всех нас, живущих и мудрствующих. Да-да, жизнь справедлива и милосердна. Героев она заставляет усомниться, а тех, кто сделал мало, и даже тех, кто ничего не сделал, но прожил с чистым сердцем, она всегда утешит».
Возможно, это ключевые слова во всей пьесе…
https://kuban.mk.ru/culture/2022/06/14/v-konce-iyunya-v-teatre-zashhitni…