Государственное автономное учреждение культуры Краснодарского края "Театр Защитника Отечества"
Пока в стране идут возмущения по поводу комедии о блокадном Ленинграде (которую, к слову, я не тороплюсь осуждать, пока она не вышла), в Краснодаре появился спектакль-комикс на военную тематику. «Ночные ведьмы» Радиона Букаева — первый спектакль Театра Защитника Отечества и событие, вызвавшее одним своим описанием бурные эмоции и пересуды задолго до премьеры.
Согласитесь, спектакль-комикс, основанный на воспоминаниях очевидцев о 46-ом гвардейском женском Таманском авиаполке («ночных ведьмах»), с элементами из народных сказаний и совсем молодыми актерами — звучит более чем интригующе. Раньше в Краснодаре такого не было.
Спектакль расчитан на детскую аудиторию.В пользу этого говорит и скромный хронометраж (45 минут), и клиповое повествование с несколько наивными диалогами, и яркие эффекты комикса. Для детей до 10-12 лет эта необычная постановка станет приятным знакомством с театром. Этот спектакль является некой переходной формой, соединяющей мультфильм и живых актеров. Такая форма для ребенка гораздо увлекательнее, чем ростовые куклы или объемные костюмы в привычных детских драматических спектаклях. Она честнее. Полное отсутствие декораций, которые заменены на экранные проекции позволяет зрителю не воспринимать происходящее, как постановку: это не актеры в костюмах, бегающие среди фанерных загородок, это персонажи мультфильма, комикса. И этим с легкостью всё объясняется.
В целом, спектакль выглядит, как яркий обучающий мультфильм (вроде Даши путешественницы или клуба Микки Мауса), из кторого то и дело выскакивают живые люди, приводя маленьких зрителей в полный восторг. Даже наличе некоторых сложных слов, недоступных для понимания маленьким зрителям («а что такое за-пи-лин-гу-ют?») не позволяет детям отвлекаться, шуметь, ерзать и бесить взрослых. На многих детских спектаклях во время действия стоит абсолютная тишина при полном зале детей? Вот то-то.
Детям в легкой и довольно схематичной форме рассказывают о «ночных ведьмах» и совсем парой штрихов о Великой Отечественной войне (наши солдаты хорошие, немцы — плохие). Чтобы не задушить ужасом и безысходностью поверх истории, «основанной на реальных событиях и воспоминаниях», набрасывают сюжет с легендой о цветке папоротника (который, подозреваю, запомнился юным зрителям гораздо ярче, чем, собственно, история об отважных летчицах). Требовать от детского спектакля жесткой логики и исторической достоверности глупо, вы ведь не требуете этого от той же «Даши-путешественницы», осознавая, что давно не входите в целевую аудиторию. Я не скажу, что мне понравился этот спектакль (хотя до сих пор нежно люблю смотреть детские постановки), но будем объективны, детям зашло, и еще как зашло, а значит, почему бы и нет.